tours in ephesus, cappadocia, pamukkale, troy, istanbul

Мечеть Гази Ахмед-паши

Мечеть Гази Ахмед-паши, построенная по проекту выдающегося османского зодчего Синана (1490-1588 гг.) стоит в северо-восточном углу площади Топкапы, недалеко от бывших городских ворот Св. Романа, называемых сейчас Топкапы (Topkap? – Пушечные ворота). Мечеть Гази Ахмед-паши (также называемая мечеть Кара Ахмед-паши) — произведение уже вполне зрелого мастера, который убедительно демонстрирует свой талант и техническое мастерство. Центральный купол мечети Гази Ахмед-паши подпирается четырьмя меньшими полукуполами, расположенными так, чтобы вся кровля покоилась на шести опорных пилонах, создавая при этом внутри храма огромное свободное пространство, буквально пронизанное светом из многочисленных окон.

Эта, новая для творчества Синана, форма опорного шестигранника, впервые использованная в мечети Гази Ахмед-паши, была позже применена мастером в мечети Соколлу Мехмед-паши (1571-1572 гг.) и мечети Атик Валиде (1583 г.). Важной архитектурной частью мечети Гази Ахмед-паши стал и квадратный внутренний двор, окруженный по периметру крытой галереей. В центре двора расположен фонтан омовений — шадырван, а на противоположной от мечети стороне двора здание медресе с кельями для учащихся и большим дерсхане (dershane – помещение для занятий, служащее залом для молитв). Галерею вокруг двора мечети украшают античные колонны и прекрасные орнаментальные панно из разноцветных (желто-зелено-бело-синих) изразцовых плиток, выполненных в технике «куэрда сека» (cuerda seca – сухая нить). Принцип этого метода заключён в том, что краски различных цветов, наносимые на поверхность плитки, отделяются друг от друга специальным составом («сухой нитью»), сгорающим при обжиге, что придает облику изготовленных изразцов контрастность и особую выразительность. В Османскую империю эта технология вероятнее всего попала в начале XVI века вместе с евреями-сефардами, изгнанными католиками из Испании.

Источник: stambul4you.ru