Архитектура
Дизайн мечети Султана Ахмеда является своеобразной кульминацией двухсотлетнего периода развития архитектуры Оттоманской мечети и Византийской церкви. Архитектура мечети включает некоторые византийские элементы соседней Святой Софии и традиционные детали исламской архитектуры и, как полагают, является последней большой мечетью классического периода. Архитектор умело синтезировал идеи своего учителя мастера Синана, стремясь создать величественную мечеть, которая бы поражала своим величием и блеском, но интерьер мечети испытывает недостаток в творческом мышлении.
Мехмет Паша (Mehmet Pasa) использовал большие количества различных материалов для строительства, специфический камень и мрамор, прекращая поставки для сооружения других важных объектом. Расположение мечети нетипично, поскольку архитектор должен был принять во внимание существующие ограничения земельного участка. Его главный фасад, служащий входом, стоит перед ипподромом. Архитектор базировал свой план на архитектурном решении стамбульской Мечети Шехзаде (1543-1548 гг.), первой главной крупномасштабной работе Синана, построенной на площади по симметричному плану четырехлистника и с просторной передней площадкой. Молитвенный зал покрыт системой возрастающих куполов и полусводов, каждый из которых поддерживается тремя апсидами, достигающими высшей точки в огромном всеохватывающем центральном куполе, который в диаметре составляет 23.5 метра и имеет 43 метра в высоту в своей центральной точке. Купола поддерживаются четырьмя массивными пирсами, которые напоминают пирсы Мечети Селимйе в Эдирне, другом шедевре Синана. Очевидно, что Мехмет Паша был излишне осторожным, когда брал за основу этот надутый край для обеспечения безопасности и повреждая изящные пропорции купола репрессивным размером купола. Эти "ноги слона" состоят из многократных выпуклых мраморных углублений в их основе, в то время как верхняя половина нарисована, и отделена от основы характерной для надписей группой с позолоченными словами. Профиль мечети представляет собой последовательность гладких куполов и полусводов. На посетителя архитектура мечети оказывает впечатление визуальной гармонии, окончательно концентрируя внимание на центральном куполе.
Фасад мечети, выходящий на просторную переднюю площадку был построен в той же самой манере как фасад Мечети Сулеймани (Suleymaniye), за исключением дополнения в виде башенок на угловых куполах. Двор мечети окружен непрерывной, довольно монотонной, сводчатой галереей (revak).
|