Музей
В 1935 году, первый турецкий президент и основатель Турецкой Республики, Мустафа Кемаль Ататюрк (Mustafa Kemal Ataturk), преобразовали здание в музей. Ковры были удалены, а мраморные художественные оформления пола открылись взору посетителей появились впервые за несколько столетий, в то же время белая краска, покрывающая мозаики, была кропотливо удалена опытными реставраторами.
Айя София является одним из самых великих сохранившихся до нашего времени примером Византийской архитектуры. Сам храм был так богато и мастерски украшен, что Юстиниан объявил, "Соломон, я превзошел Вас!". Базилика Юстиниана была архитектурным шедевром венчающим, как период античности, так и будучи первым шедевром Византийской архитектуры. Его влияние, и архитектурное и литургическое, было широко распространено и устойчиво в Восточном Ортодоксальном (Православном), Католическом, и мусульманском мирах подобно. Согласно приказу Юстиниану, восемь коринфских колон были демонтированы из Баальбека, в Ливане и отправлены в Константинополь для строительства Айя Софии.
Интерьер собора имеет сложную структуру. Обширный неф покрыт центральным куполом, который обладает максимальным диаметром в 31.24 метра (102 фута) и высотой от уровня пола в 55.6 метров (182 фута). Купол кажется невесомым благодаря галерее из 40 арочных окон под ним, которые помогают заполнить красочный интерьер собора светом. Из-за последовательного ремонта в ходе его истории, купол потерял свою прекрасную круглую основу и стал немного меньшим в диаметре 30.86 м. (101 фут).
Церковь была богато украшена мозаиками в течение первых столетий своего существования. Они или изображали Деву Марию, Иисуса, Святых, или императоров и императриц. Другие части были украшены в простом декоративном стиле с геометрическими узорами.
В 1204 году во время Крестового похода, крестоносцы разрушили все ценные экземпляры в каждой важной Византийской городской структуре, включая золотые мозаики Святой Софии. Большая часть этих ценных мозаик и других предметов искусства и реликвии были отправлены в Венецию, Дож которой, Энрико Дандоло (Enrico Dandolo), организовал вторжение и осаду Константинополя. После преобразования здания в мечеть в 1453 году, многие из ее мозаик были разрушены или покрыты белой штукатуркой, из-за запрета Ислама на человеческие образы. Этот процесс не был закончен сразу, и существуют сообщения 17-ого столетия, что путешественники могли все еще видеть христианские изображения в прежней церкви.
|